Функциональная грамотность
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции - сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Планировалось, что к 2030 году Россия войдёт в десятку лучших по качеству школьного образования стран — причём качество предлагалось оценивать именно по результатам PISA и других международных измерений.
С 2022 года Россия не участвует в PISA, но проводит собственное исследование по его модели.
Но на самом деле понятие «функциональная грамотность» гораздо старше, чем исследование PISA. В документах ЮНЕСКО его использовали уже в 1950-е годы.
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- Приказ Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Приказ Рособрнадзора и Минпросвещения от 11.05.2022 №577/320 «О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 №590/219»
Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год
В соответствии с письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.10.2023 № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности» все школы региона, включая город Омск, должны принять участие в выполнении обучающимися 8 и 9 классов трех диагностических работ по функциональной грамотности из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности, размещенного на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
|
По рекомендации Министерства образования Омской области в нашей школе продолжилось проведение осенней сессии онлайн-уроков по финансовой грамотности для школьников на сайте dni-fg.ru.
В расписание осенней сессии включены 21 актуальная тема по финансовой грамотности и модуль по профориентации, на котором слушателям расскажут о профессиях финансиста, бизнес-аналитика и педагога.
Специальные занятия будут посвящены знакомству с конкретными финансовыми продуктами — например, впервые пройдут онлайн-уроки по облигациям.
Обновится и оформление уроков, которое сделает интереснее и понятнее такие важные темы, как личное финансовое планирование, страхование и инвестирование.
К онлайн-урокам можно подключаться как классом или группой, так и индивидуально, а также задавать вопросы в прямом эфире.
Лекции читают представители мегарегулятора, сотрудники крупных банков, преподаватели вузов и эксперты рынка.
Включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях образования
Курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (в том числе модуль «Финансовая грамотность») | 5-9 классы |
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе обществознания (6, 8, 10, 11 классы) | 6-11 классы |
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе окружающего мира | 1-4 классы |
2022-2023 учебный год
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) среди обучающихся ОО
ЗАДАЧИ:
-
Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
-
Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
-
Выявить затруднения и проблемы, имеющие место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
-
Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся ОО.
-
Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
-
Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
-
Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
-
Создать банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
-
Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
-
Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
-
Создание банка заданий для формирования у обучающихся функциональной грамотности
-
Ответственные за формирование функциональной грамотности по направлениям:
-
№
Направление
ФИО ответственного в ОУ
1.
Математическая грамотность
Бахтова О.Ю., руководитель ШМО учителей математики
2.
Финансовая грамотность
Быховцев Р.А., учитель истории и обществознания
3.
Читательская грамотность
Гребнева З.А., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла
4.
Естественнонаучная грамотность
Галеева Т.П., руководитель ШМО учителей естественно-научного цикла
5.
Глобальные компетенции
Серянина А.В., социальный педагог
6.
Креативное мышление
Пронина Н.Е., руководитель ШМО учителей художественно-эстетического цикла
Включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях образования
Курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (в том числе модуль «Финансовая грамотность») | 5-9 классы |
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе обществознания (6, 8, 10, 11 классы) | 6-11 классы |
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе окружающего мира | 1-4 классы |
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение (Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»)
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».
- Банк заданий PISA.
- Мастер-классы PISA.
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего.
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
1. Методические рекомендации для учителей и родителей
2. Рекомендации по формированию читательской грамотности
3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
4. Функциональная грамотность для педагога
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников:
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся:
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Центр оценки качества образования ИСРО РАО:
Важнейшими задачами Центра являются:
- проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования;
- разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования;
- сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы
Инструкции:
1. Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ
2. Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся
3. Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы