Официальный сайт 
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
 "Средняя общеобразовательная 
школа № 6"
Меню
Форма входа
Полезные ссылки











Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни​.

Естественно-научная грамотность​​ - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями​.

Математическая грамотность​​ - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты​.

Финансовая грамотность​​ - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.​

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.​

Глобальные компетенции - ​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​​.

 

 

 

В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Планировалось, что к 2030 году Россия войдёт в десятку лучших по качеству школьного образования стран — причём качество предлагалось оценивать именно по результатам PISA и других международных измерений.

С 2022 года Россия не участвует в PISA, но проводит собственное исследование по его модели.

Но на самом деле понятие «функциональная грамотность» гораздо старше, чем исследование PISA. В документах ЮНЕСКО его использовали уже в 1950-е годы. 

 

 

 

Нормативно-правовые документы федерального уровня

 

Банки заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Открытые задания PISA

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

 

 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год

 

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Функциональная грамотность" на 2023-2024 учебный год (5-9 класс)

 

 

В соответствии с письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.10.2023 № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности» все школы региона, включая город Омск, должны принять участие в выполнении обучающимися 8 и 9 классов трех диагностических работ по функциональной грамотности из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности, размещенного на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

 

Класс

07-18 ноября

2023 год

20 ноября — 9 декабря

2023 год

11-26 декабря

2023 год

8 класс

Читательская грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 2. Задания:

«Гольфстрим»,

«Гуманитарии и технари»

Математическая грамотность

8 класс.

Диагностическая работа 2021.

Вариант 2.

Задания: «Инфузия»,

«Многоярусный торт»

Естественнонаучная грамотность

8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 1.

Задания: «Агент 000», «Ветряк»

9 класс

Математическая грамотность

8 класс.

Диагностическая работа 2021.

Вариант 2. Задания:

«Инфузия»,

«Многоярусный торт»

Естественнонаучная грамотность

9 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 2.

Задания: «Почему мы видим так, а не

иначе?!», «Зелёная» энергетика

Читательская грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 2. Задания:

«Гольфстрим»,

«Гуманитарии и технари»

 

По рекомендации Министерства образования Омской области в нашей школе продолжилось проведение осенней сессии онлайн-уроков по финансовой грамотности для школьников на сайте dni-fg.ru.
В расписание осенней сессии включены 21 актуальная тема по финансовой грамотности и модуль по профориентации, на котором слушателям расскажут о профессиях финансиста, бизнес-аналитика и педагога.
Специальные занятия будут посвящены знакомству с конкретными финансовыми продуктами — например, впервые пройдут онлайн-уроки по облигациям.
Обновится и оформление уроков, которое сделает интереснее и понятнее такие важные темы, как личное финансовое планирование, страхование и инвестирование.
К онлайн-урокам можно подключаться как классом или группой, так и индивидуально, а также задавать вопросы в прямом эфире.
Лекции читают представители мегарегулятора, сотрудники крупных банков, преподаватели вузов и эксперты рынка.

 

 

Включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях образования

 
Курс внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность» (в том числе модуль «Финансовая грамотность») 5-9 классы
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе обществознания (6, 8, 10, 11 классы) 6-11 классы
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе окружающего мира 1-4 классы

 

 

 

2022-2023 учебный год

 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа

на 2022-2023 учебный год

 

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) среди обучающихся ОО

 

ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.

  2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.

  3. Выявить затруднения и проблемы, имеющие место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.

  4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся ОО.

  5. Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.

  6. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.

  7. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.

  8. Создать банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.

    2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

    3. Создание банка заданий для формирования у обучающихся функциональной грамотности

Ответственные за формирование функциональной грамотности по направлениям:

 

 

Направление

ФИО ответственного в ОУ

1.

Математическая грамотность

Бахтова О.Ю., руководитель ШМО учителей математики

2.

Финансовая грамотность

Быховцев Р.А., учитель истории и обществознания

3.

Читательская грамотность

Гребнева З.А., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла

4.

Естественнонаучная грамотность

Галеева Т.П., руководитель ШМО учителей естественно-научного цикла

5.

Глобальные компетенции

Серянина А.В., социальный педагог

6.

Креативное мышление

Пронина Н.Е., руководитель ШМО учителей художественно-эстетического цикла

 

 

Включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях образования

 
Курс внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность» (в том числе модуль «Финансовая грамотность») 5-9 классы
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе обществознания (6, 8, 10, 11 классы) 6-11 классы
Интеграция модуля о финансовой грамотности в курсе окружающего мира 1-4 классы

 

 

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:
1. Методические рекомендации для учителей и родителей
2. Рекомендации по формированию читательской грамотности
3. Сборник информационных  материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
4. Функциональная грамотность для педагога

Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников:
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся:
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Центр оценки качества образования ИСРО РАО:
Важнейшими задачами Центра являются:

  • проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования;
  • разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования;
  • сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):

Инструкции:
1. Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ
2. Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся
3. Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы

Поиск
Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?
Внимание!
запишите детей в первый класс через госуслуги

Copyright MyCorp © 2024